Дело было в 17 веке. Жил да был в то самое время в славном городе Тобольске дьяк Савва Есипов. А прославился он тем, что составил в 1636 году самое первое русское географическое описание Урала. Оно помещено им в летописи под названием "О Сибири и сибирском взятии" , часто ее называют "Есиповской летописью". Поскольку Урал считался частью Сибири, автор уделил ему внимание.
"Между государствами Российского и Сибирския земли облежит Камень превысочайший зело, яко досягший верхом холмов до облак, и в них, тако бо божьими судьбами устрояся, яко стена град утверждена... На этом Камне растут разные деревья: кедры и прочие; в них живет много зверей, одних люди употребляют в пищу, другие идут на изготовление одежды и на разные украшения: лисица, соболь, бобр, росомаха, белка и другие.
С этого Камня стекает много рек: одни текут в Российское царство, другие в Сибирскую землю. Удивительные эти реки: вода прорезала твердые скалы, реки эти большие и очень красивые, вода в них вкусная, и в реках много разной рыбы; в истоках этих рек леса из плодовых деревьев и очень большие пастбища для скота."
"Есиповская летопись" содержит, конечно, самые примитивные сведения о природе Урала, совершенно недостаточные для того, чтобы получить о нем более менее общее и верное представление. И тем не менее эта летопись дорога для нас прежде всего потому, что это наиболее раннее описание такого рода. Савва Осипов не был ученым. Он лишь посильно и добросовестно исполнил свое дело.
Надо сказать, что до Саввы Есипова, летопись Сибири начал составлять митрополит Киприан, который собирал записки сибирской истории отобрав от казаков - сотоварищей Ермака-Тимофеева , завоевателя Сибири, первые письменные свидетельства о всех обстоятельствах их прихода в Сибирь, а особливо, где сшибки и сражения происходили, и убитых казаков имена записал в Синодик Соборной Церкви.
Сибирская летопись Саввы Есипова была издана в СПб в 1824 году. Она приоткрывает немного информации на нашу путаную-перепутанную, искромсанную, перевранную сто раз ис-торы-ю, в частности на Ермака.
Ведь они жили практически в одно время. "В третье лето по Сибирском взятии прислал Карача Думчей царев послов своих Ермаку со товарищи, по люди оборонить его от Казачьей Орды ..." Здесь описан эпизод, как был убит атаман Кольцо. Мы видим 3 силы: Ермак, Карачай и никому не знакомая Казачья Орда. При этом Карач защищает Ермака от этой самой Казачей Орды. Она кстати встречается во всех летописях, но почему-то абсолютно замалчивается фальшивой официальной ис-торы-ей.
Известно, что предков современных киргизов и казахов в 19 веке русские называли кайсахами. Сами они себя так не называли. Кайсах - это испорченное слово казак. До 19 века их называли казаками, Казачьей Ордой. Большая Казачья Орда получила подданство России в 19 веке.
Оставить комментарий