Восемьсот лет этот легендарный кочевой народ господствовал в бескрайних евразийских степях. С 4 в до н.э. по 4 век н.э. Историки находят подтверждения огромного влияния сарматов на Европу. Сарматские воины входили в состав римского войска на правах иностранного легиона. Сарматские женщины - "амазонки" сражались не хуже мужчин.
Сергей Лукьяшко (Южный научный центр РАН) говорит: "Сарматы активно участвовали в политической жизни на границах Римской империи, доходили в своих походах до Апенинского полуострова и до Иберии. Сарматы даже организовали собственное царство в центре Франции".
Этот кочевой народ до сих пор остается загадкой. Археологи обнаружили в курганах в том числе и на Южном Урале множество шедевров древнего искусства созданных сарматами тысячелетия назад. Много изделий из золота. Мистическая красота сарматских изделий захватывает воображение. Людей всегда восхищали качества этого металла. Золото веками считалось даром богов, освященным солнцем. Золото удивительно способно принимать причудливые формы при ковке и литье, принимать чеканные рельефы, свиваться в нити причудливых узоров. Блеск золотых украшений завораживает, пленит сложностью искусного рисунка. Бесценные сокровища приоткрывают тайну великого кочевого народа.
Великая евразийская степь протянулась на тысячи километров от границ Китая на востоке до Дуная на западе, от сибирской тайги на севере до горных хребтов на юге. Великая Степь долгие века была единственным сухопутным маршрутом, связывающим Европу с Востоком. Степь стала колыбелью целой цепочки кочевых культур, рожденных на просторах Азии.
Одни сменяли других. Более молодые агрессивные народы отвоевывали у соседей право быть первыми и доминировать в бескрайних степях. Сарматы - загадочный народ менее известный нам чем их предшественники - скифы. Сейчас благодаря археологическим раскопкам культура сарматов начинает обретать реальные очертания. Примерно в 4 веке до н.э. сарматы оттеснили в Крым доминировавших ранее скифов и приобрели славу одного из самых могущественных кочевых народов древнего мира. Известно несколько волн вторжений кочевников из Центральной Азии на юг Европы.
Они шли разными путями. Через степи Южного Приуралья и Северного Казахстана - 1-я волна. Через оазисы Центральной Азии, Южный Прикаспий, Закавказье - 2-я. Оказавшись в Восточной Европе, сарматы попали в поле зрения античных авторов. На древних картах привычное название Скифия сменяется на Сарматия.
Первое упоминание о савроматах, в которых многие склонны видеть предков сарматов, можно найти у греческого путешественника и историка Геродота. Он сообщает: "За рекой Танаис (древнее название реки Дон) уже не скифские края, но земли там принадлежат савроматам."
Скиф. Художник Евг.Край
По словам С.Лукьяшко: "Эта культура сформировалось в основном в Южном Приуралье и оттуда она приходит на территорию Восточной Европы." Отноним "сарматы" - историческое обобщение. Они не были единым народом и представляли собой группу родственных племен: аорсов, аланов, сираков, езыков, саланов. Эти племена не всегда были дружественны между собой и придерживались независимой политики. Сарматы как и скифы были ираноязычными.
Крайне сложно воссоздать историю народа, не имевшего городов и письменности. Сарматы на всем протяжении Великой степи оставили свидетельства своего пребывания. Это курганы - земляные насыпи над местом погребения. Курганы встречаются повсеместно став неотъемлемой частью современного степного ландшафта. Как и тысячи лет назад они впечатляют своим величием, господствуют над окружающим пространством. Топографическая съемка позволяет сделать вывод, что курганы расположены не хаотично. Они возникли вдоль маршрутов кочевых племен. Это подтверждают и снимки из космоса. Российские спутники ведут постоянный мониторинг всей территории степи, помогая вести охрану курганов, как национальных исторических памятников.
Курганы представляют огромный интерес для реконструкции духовной жизни кочевников. Согласно верованиям сарматов в погребение помещали вещи, которые понадобятся усопшему в загробном мире: оружие, конскую упряжь, посуду и украшения. Археологи постепенно воссоздают минувшее по найденным предметам и останкам людей, фрагментам керамики и украшениям. Захоронения раскрывают мир сложных образов и самобытной культуры о чем не было и намека в дошедших до нас древних текстах. Сокровища золотой коллекции из сарматских курганов рассказывают о могуществе, красоте и силе этого удивительного народа. С.Лукьяшко: "Открытия археологические последних лет в области скифо-сарматской археологии показали всему миру необыкновенное величие этой древней культуры. Великолепные образцы художественной бронзы, золота, серебра показали что мир до сих пор не знал этой части своей собственной культуры. И мировая культура открывает для себя эту великую страницу древней истории и конечно интерес к этой стой странице огромен."
Важно понять как была организована жизнь сарматов. Мир жизни и мир смерти в сознании кочевников были четко разделены. Многие предметы изготавливались именно для погребения и не использовались в обычной жизни. Борис Раев (Южный научный центр РАН): "Живая культура в которой мы с вами живем и мертвая культура с которой сталкиваются археологи абсолютно различны. Любая вещь переходя из живой культуры в мертвую меняет свое внутреннее содержание, становится другой. Хорошо понять их культуру мы все-таки не можем еще и потому что культура оседлого населения более информативна для науки нежели погребения. Погребения - это очень специфический комплекс, он связан с верованиями... Допустим, в могилу положат одну вещь и никогда не положат другую. Но это же не значит что у сарматов не было этой вещи, она у них была. А такую вещь мы можем найти на поселениях. Но у кочевников не было поселений. Оказывается замкнутый круг проблем. Какие-то мы решим, какие-то мы не решим никогда."
Один из древних источников сообщает, что как и персы, сарматы поклоняются мечу. О почитании меча аланами писал римский историк Амиан Марцелин: "У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, а они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу - покровителю стран по которым они кочуют. "
Б.Раев: "Кочевое общество в силу своей специфики не может быть замкнутым, не может никогда существовать без продуктов общества земледельческого в отличие от оседлого общества, которое без продуктов кочевой цивилизации существовать может по той простой причине, что продукты животноводства у оседлого населения есть свои." Сарматы постоянно контактируют с оседлыми народами. Ближайшие соседи у сарматов, живущих в Приазовье - греческие колонии-поселения по берегам Черного моря и в дельте реки Дон. А также земледельческие племена Прикубанья. Сарматы вели широкий торговый обмен, продавая шкуры животных, рабов, оружие и скот. В античных греческих городах они покупали продукцию сельского хозяйства: ювелирные изделия, ткани, одежду, керамику, зеркала, оливковое масло, вино. В курганах археологи находят стекло, керамику и золотые изделия из Центральной Азии, Ирана, Ближнего Востока, Египта. Прослеживаются связи с Китаем и Индией. Не всегда отношения сарматов с оседлыми народами были мирными. Военное превосходство и нужда в продуктах земледелия и ремесла приводили к грабительским нападениям. С некоторыми оседлыми народами сарматы установили даннические отношения.
Множество артефактов находят в древних поселениях. Например поселение Меотской культуры, непосредственно соприкасавшейся с племенами сарматов. Меоты - это древние племена синдры, дандарии, сераки, досхи и др. жившие на юго-восточном побережье Азовского моря в I тысячелетии до н.э. Азовское море, кстати, называлось Меотским. Б.Раев - руководитель раскопок: "Городище одно из самых больших меотских городищ на Кубани, возможно это город Серака, упомянутый Птолемеем. Это место возможно столица страны сераков." Найдено много свидетельств сношений с сарматами. Керамика несет в себе много информации. Например, клеймо на извлеченном предмете позволяет установить место его изготовления а также время изготовления кургана. Многие золотые вещи из сарматских курганов не цельнолитые, а изготовлены из тонкой фольги, нанесенной на деревянную основу. С течением веков органическая основа истлевает и украшение разрушается под весом грунта. Ювелир-реставратор должен из горстки золотых пластин воссоздать произведение древнего искусства, восстановить его облик в первозданной целостности. Для этого нужна не только кропотливая работа но и интуиция художника.
Сарматы охотно пользовались импортными вещами что не исключало наличия у них собственных ремесел.
Успехи сарматских мастеров в гончарном, оружейном, ювелирном деле достойны самой высокой оценки. Они умело использовали золотое литье, чеканку, тиснение по золотой фольге. Для искусства сарматов характерен звериный стиль (зооморфный). Изображение исполнено динамики. Фигуры хищников с гибким телом, кони, орлы и грифы представлены с удивительной выразительностью деталей. Часто мастера наполняли свои произведения образами мистических существ. Важной чертой сарматского стиля является многоцветность что достигалось благодаря широкому использованию драгоценных и полудрагоценных камней, стекла и цветной эмали. Замысел мастера восхищает смелостью исполнения. Застывшие в стремительном прыжке фигурки оленей. Здесь художественная выразительность, стилизация образов, экспрессивность заставляет забыть о возрасте браслета.
Представляет большой интерес находка ритуального серебряного кувшина с ручкой в виде фигурки хищника гравированного сюжетными сценами. На сюжетах ясно читаются сцены из Авесты - древнего арийского учения.
Коневодство и скотоводство являлись основой хозяйства сарматов. Переход с пастбища на пастбище определял ритм кочевой жизни. Все необходимое перевозилось в повозках. Конь - постоянный спутник кочевника. От коня, от его выносливости зависела сама жизнь сармата и его общины. Б.Раев: "Лошадь - это было все. Это была пища, это было средство передвижения, в общем это была жизнь. Это люди настолько слившиеся с конями, как и все другие кочевники. Человек высаживался на коня в 2 года и больше с него не слазил. В 52 его отвозили на коне под курган хоронить. Но конь при этом не был культовым животным абсолютно как например коровы в Индии или кошки в Египте. Т.е. это было средство жизни." Реставраторы работают с бесценными золотыми элементами упряжи. Сарматы оставили рядом с умершим этот сакральный символ жизни человека в степи. Сарматы традиционно украшали своих скакунов. Погребальные сооружения донесли до нас облик сарматского конского снаряжения. Фалары - это круглые пластины из золота или серебра декорированные рельефным орнаментом либо рисунками - элементы парадной конской упряжи. Они размещались на перекрестьях упряжных ремней. Крупный фалар размещался на груди скакуна.
Удивительно сложный скульптурный фалар с объемным рельефом. В центре находится узорчатый агат. Он окружен золотым рельефом, состоящим из фигур лежащих друг за другом львов. Композиция включает вставки альмантина, бирюзы и стекла. Особое внимание обращает на себя массивный фалар - нагрудник полусферической формы. Его вершину украшает медальон состоящий из вставки крупного драгоценного камня альмандина, которому во все времена приписывали магические свойства. Орнаментальные полосы инкрустированы бирюзой и розовым кораллом. Обилие декоративных элементов у упряжи подтверждают предположение об особом отношении сарматов к коню. Мы можем только представить насколько величественно и монументально выглядел знатный сарматский всадник когда его конь был украшен роскошным золотом и серебром.
Чепрак - конная накидка украшена золотыми бляшками-нашивками. Тканная основа утрачена, но все украшения сохранились в первозданном виде. Все бляшки исполнены в технике теснения. 15 лет потребовалось реставраторам чтобы найти наиболее достоверный вариант расположения золотых деталей. Ученые предполагают, что этой золотой накидкой покрывали жертвенное животное превращая его таким образом в божественного небесного коня - посредника между двумя мирами или спутника усопшего.
Каков был облик сармата? Каков у него был цвет и разрез глаз? Цвет волос? Останки кочевников - объект скурпулезного изучения антропологов. Исследования скелета, пропорции костей и черепа позволяют утверждать об европеоидной расовой принадлежности сарматов. Античные авторы говорят о высоком росте сарматов, об их стройном и крепком телосложении. Цвет глаз был светлым, волосы длинные, русые. Мужчины носили бороды. Костюм сармата сформировался как одежда всадника. В отличие от греков, они носили узкие штаны, заправленные в мягкие кожаные сапоги.
Сарматы вошли в историю как народ исключительной военной храбрости. С гибелью Великой Скифии, они стали единственной мощной силой на территории степей Восточной Европы. По сути они представляли собой хорошо подготовленную, прекрасно вооруженную, закаленную в сражениях армию. Их независимость от других народов была гарантирована военной силой. С.Лукьяшко: "Кочевники-сарматы принимают активное участие во всех военных и политических конфликтах того времени. Они принимают активное участие в военных событиях в Центральной Европе, на Ближнем Востоке, служат за определенную плату то парфянским царям, то армянским царям, активно участвуя в борьбе Армении и Парфии, они с огромным удовольствием продают свою воинскую доблесть и удаль тому, кто больше платит. "
К I веку н.э. сарматы уже соседи Римской империи. На дунайской границе у них все чаще возникают столкновения с римскими войсками. Их силу и военную доблесть Рим оценил сразу. Это привело к заключению мирного договора, который принес императору Марку Аврелию титул Сарматский. С этого времени сарматы принимают участие в войнах Римской империи на правах иностранного легиона. По условиям договора сарматские племена языгов направили в Рим 8 тысяч всадников из которых более 5 тысяч было переброшено в Британию для охраны крепостей под управлением римских военноначальников. В хорошо известых легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола многие исследователи усматривают черты характерные для дружины сарматского войска. Это может быть связано с сарматским присутствием на Британских островах.
С.Лукьяшко: "Существует глубокое убеждение британских историков в том, что эта группа сарматов оказала серьезное влияние на формирование шотландской культуры. Шотландцы и генеалогические легенды крупных шотландских родов возводят свое происхождение к группе сарматов, оказавшихся на Британских островах. Так казалось бы далекие и не связанные между собой народы, оказываются связанными узами очень древней истории. На самом деле в Шотландии известна и часто употребляется корневая основа "дон", обозначающая "вода" на иранском языке. Ранее шотландцы также были воинственными скотоводческими племенами и вели по крайней мере еще в средние века образ жизни очень близкий тому образу жизни, который свойственен был сарматам."
Уникальным образцом сарматского оружия является кинжал с золотой рукоятью и золотой обкладкой ножен, выполненный в зверином стиле. Рельеф ярко иллюстрирует фатализм психологии, боевой настрой, непреклонность, веру в свои силы сармата-воина. В золотом узоре отражены драматические сцены борьбы орла - символа мужества и верблюда - символа земледельцев. Орел нападает на верблюда, терзает его...
Жизнь сармата - постоянная борьба, в ней нет мира и покоя. Это противостояние, которое может завершиться победой или смертью.
Сила сарматов проявлялась и в том, что их кочевой уклад имел удивительную особенность. Женщины имели равные права с мужчинами своего рода. С.Лукьяшко: "Вот это необыкновенное положение женщины в сарматском обществе сделало историю сарматов достаточно заметной на фоне кочевнической истории древности." Прекрасные, грациозные всадницы свободно обращавшиеся с оружием, кардинально изменили античные представления о месте женщины в обществе. С.Лукьяшко: "Ведь для греков, у которых женщина не могла даже пойти на рынок без сопровождения, вдруг увидеть женщину, скачущую на коне, владеющую луком и стрелами, мечущую копье и дротики, было неприемлемо для их культуры. Так как сарматки не очень то походили на амазонок, о которых слагали мифы древние греки, то греки придумали версию, что сарматы и савроматы - это ближайшие родственники амазонок. Мол они произошли от амазонок." Возможно воинственный образ амазонок связан с тем что женщины сами охраняли стада и хозяйство когда мужчины уходили в длительные военные походы. Во многих сарматских курганах центральное погребение является женским. Там наряду с конской сбруей и оружием найдены всякие женские штучки: ожерелья, баночки для какой-то косметики, возможно благовоний или духов. Поражает тщательная обработка миниатюрных изделий. Ученые считают, что во главе некоторых сарматских племен стояли женщины.
С.Лукьяшко: "Но в IV веке н.э. в результате нашествия с востока новой мощной кочевой волны - гуннской, сарматы не смогли ей противостоять. И около 375 года потерпели сокрушительное поражение от гуннов. Часть сарматского населения степи была уничтожена, часть сарматских племен вошла в гуннский союз. Так было всегда. Приход новых кочевников, новой знати приводил к исчезновению прежней знати, а рядовые сливались с вновь пришедшими утрачивая самоназвание, какие-то элементы своей культуры, но все таки сохраняя язык. Сарматы еще долго были известны на просторах Восточной Европы под именем ассы или оссы. В дальнейшем они осели в центральном Предкавказье. Из них произошли современные осетины. Генетический и культурный фон сохранился именно здесь на территории Осетии. "
Древние кочевые народы растворились во мгле веков. Вместе с тем многие их навыки и умения перешли к другим народам, став неотъемлемой частью их повседневности. Археология наблюдает общие явления подобно эстафете , когда лучшие ремесла и достижения становятся глобальным опытом человечества.
Б.Раев : "Наша работа заключена в то, что мы восстанавливаем прошлое, которое казалось бы настолько далеко, настолько ненужно сейчас людям, которые летают на каких-то космических станциях и пользуются интернетом. На самом деле это совершенно не так. Современные люди не могли бы пользоваться сейчас благами цивилизации если бы не было тех людей, которые делали керамику, перемалывали зерно и т.д. Поэтому мы просто должны изучать эту культуру, мы должны их знать и это чрезвычайно обогащает нас. " Сейчас сокровища сарматов хранятся в музее г. Азова. Это богатейшая коллекция мирового значения. Это память о народе, который на протяжении 8 веков был активным участником европейской истории.
КАК кочевой народ мог делать такие золотые украшения, как они делали оружие, как они делали доспехи, как они могли иметь тяжеловооружённую конницу? Что за кочевья такие где кочует тяжелая конная армия. Что за кочевники такие которые находили железо , золото, медь везде где кочевали. Как в кибитках они возили кузни и всё для плавки металлов, включая уголь?
КАК кочевой народ мог делать такие золотые украшения, как они делали оружие, как они делали доспехи, как они могли иметь тяжеловооружённую конницу? Что за кочевья такие где кочует тяжелая конная армия. Что за кочевники такие которые находили железо , золото, медь везде где кочевали. Как в кибитках они возили кузни и всё для плавки металлов, включая уголь?