В X-XI в. Новгород был крупным деловым и культурным центром Древней Руси. Новгородцы всегда отличались буйным нравом, тягой к демократии (вече), неповиновением князьям, неуемной жаждой путешествовать и торговать направо и налево. Заносило новгородцев в отдаленные и неведомые края, т.е. на Северный Урал.
На западном склоне Уральских гор жили коми-зыряне, которых русские называли пермью. Восточнее жили угорские племена: вогулы (манси) и остяки (ханты). Слово "вогул" проникло в русский словарный обиход от коми-зырян, которые первыми и назвали "вэгул" - "дикий" своих восточных соседей; очевидно, себя пермяки считали более цивилизованными. Но по другой версии от названия реки Вогулки. Сами себя называют мяньчи или маньси что означает "человек". Слово "остяк" по одной версии от татарского "уштяк" - "дикий" или "варвар". Сами себя называют ханти или хандэ что означает "люди". Манси и ханты называли еще себя йогра, отсюда славянское - югра. К северу югричи граничили с финноязычным племенем, известным под русским названием печора, а на северо-востоке - с кочевой самоядью (ненцы). Вот что написано в летописи о ненцах:
" .... по пуп люди там мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци... а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз... живут в земле... ходят по подземелью... день да нощь со огни..."
Новгородцы, быстро сообразив сколь богаты уральские северные земли, около тысячного года объявили их своим суверенным владением. И обложили местные народы данью. Когда походы совершались с грабительской целью, то порой уральцы давали отпор новгородским захватчикам. Например такой поход был в 1077 году под предводительством Улеба "... мало их возвратишися, но мнози там погибоша...". Летопись повествует о гибели князя Глеба, внука князя Владимира в 1077 году и воеводы Ядрея в 1193 году. Ядрей, с налету захватив один уральский городок, на пять недель затеял осаду другого. Когда же новгородцы решились на штурм, защитники городка наголову разгромили захватчиков! Из всего многочисленного воинства в живых осталось только около 80 человек, с трудом добравшихся до родных стен. Значит у местных уральских народов были города!
Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной приносили разные легенды о золотом богатстве Югорской земли, в которой "боги из чистого золота". Летопись повествует: "При устье Оби в области Обдоре стоит идол Золотая баба, или Золотая старуха. Это статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и уже виден там еще ребенок, ее внук."
Манси и ханты до сих пор поклоняются богине Сорни Най или Сорни Эква и считают, что есть какое-то золотое изображение ее. А кто же такая Лада? Это русская ведическая богиня.
В 989 г., когда под ударом войска Путяты пала Старая Ладога, христиане-погромщики тут же направились к храму Великой Лады, что стоял на южном берегу озера. Однако, за время осады города жрецы успели храм перевести, стены его, конечно, остались, но всё, что было в нем, исчезло. И когда христиане начали массовое истребление Ведической Руси, статую могли перетащить с Ладоги на Приполярный Урал, там она могла находиться некоторое время. Снова возникла угроза уничтожения, потащили ее еще восточнее на плато Путорана (или под него?) - необыкновенная неисследованная аномальная территория до которой никто не добрался.
Киевская Русь существовала в IX веке как государство на торговом пути из варяг в греки. Можно сказать, что этот путь был просто таки самым популярным туристским маршрутом того времени. Но и в наше время не меньше. Туры в Карпаты предлагают каждому почувствовать себя древним варягом или греком, кому что нравится.
Вернемся к нашим новгородцам.
Новгородцы проникали в бассейны рек: Вычегды, Печоры, Камы и достигали диких районов, где жили народы манси, коми и югра. Манси тогда жили на западном склоне Уральских гор, но теснимые русскими и коми передвинулись в северо-восточном направлении, где обитают и сейчас. Сохранился в русской летописи "повести временных лет" (начало XII века) интересный рассказ о немой меновой торговле со слов новгородца Гюряты Роговича.
Рогович послал своего отрока сначала в Печору, а затем в Югорскую землю к людям которые платили Новгороду дань. А вот югорцы рассказали этому отроку следующее:
Немая торговля - это значит, что купцы оставляли свои товары в определенном месте и уходили. Через некоторое время возвращались и вместо исчезнувших товаров находили то, что им предлагалось взамен: меха, рыбий зуб и т.д.
Летописец полагает, что эти северные люди те, кто были заклепанные Александром Македонским. Царь Македонский мол дошел до восточных стран, так называемого Солнечного места, и увидел там нечистых людей, они ели всякую скверну. И Александр загнал их в северные горы высокие и за ними горы замкнулись на двенадцать локтей и воздвиглись медные ворота.
Вот так так! А как же Индия? В Индии Александр Македонский никогда и не был. Это фальсификация. Александр Македонский стремился на Север за эликсиром бессмертия чтобы навеки остаться властелином мира. Достиг он ТарХтарии (впоследствии таинственно исчезнувшей невесть куда) и даже "неподвижного моря" то есть Ледовитого океана. Был бит русами а вовсе не индусами и оставил охранную грамоту всему роду славян о незыблемых привилегиях на веки вечные. В русских хронографах и летописях много раз приводится сия грамота. Упоминается и "море полночное великое Окиян Ледовитый".
«Мы, Александр, сын верховного бога Юпитера на небе и Филиппа, короля Македонского на земле, повелитель мира от восхода до захода Солнца и от полудня до полночи, покоритель Мидийского и Персидского королевств, Греческих, Сирийских и Вавилонских и т.д. Просвещённому роду Славянскому и его языку милость, мир, уважение и приветствие от нас и наших преемников в управлении миром после нас. Так как вы всегда были с нами, в верности, в бою надёжны и храбры и всегда безустанны, были, мы жалуем и свободно даём вам навечно все земли от полнощного моря великого Ледовитого океана до Итальянского южного скалистого моря, дабы в этих землях никто не смел поселяться или обосновываться, но только род ваш, и если бы кто-нибудь из посторонних был здесь обнаружен, то станет вашим крепостным или прислужником со своим потомством навеки. Дано в городе Александрии, основанной нами на славной реке Нил в 12 году нашего правления с соизволения великих богов Марса, Юпитера и богини Минервы. Свидетели этого – благородный Алтера, наш казначей, и другие 11 князей, каковых в случае нашей смерти без сыновей мы оставляем наследниками нашими и всего мира».
В музее Ханты-МАнсийска есть огромное блюдо. Сюжет - некий человек в доспехах летит на двух грифонах. Грифон - это символ Великой ТарХтарии, изображавшийся на всех флагах и гербах. И надпись: "Александр Македонский на грифонах". Экскурсовод на вопрос: "Откуда Александр Македонский в Ханты-Мансийске?", начинает лепетать : "Ну, вот были торговые связи...".
Из-за сложного рельефа местности в виде пропастей, снегов, лесов передвигаться проще всего было по рекам т.е. сплавляться. И одна из первых крупных рек - Кама. Район слияния Волги и Камы был хорошо освоен в XII в., ведь здесь проходил торговый путь из стран Ближнего Востока в Пермь и Печору. В летописи сообщается, что в 1172 г. великий князь Андрей Юрьевич, сын Юрия Долгорукого послал своего сына Мстислава воевать против волжских и камских булгар.
Булгары, жили к юго-западу от Урала. Они, как и новгородцы не прочь были пограбить уральские народы. Татищев в своей "Истории Российской" пишет: "Булгары, собрав войско, пошли Камою вверх на Югров. И был между ними жестокий бой, едва югры могли удержаться. Булгары же поворотя, взяли град их лестью...".
Видимо все-таки некоторые из финно-угорских народов жили в довольно диких условиях, а некоторые имели города с какими-то укреплениями, фортификацией, что могли выдержать осаду, имели и какую-то общественную организацию, оснащение, войско и порой давали отпор захватчикам будь то новгородцы или булгары.
Во времена Золотой Орды северные русские земли, речные пути в Югру, Печору и Пермь оставались в руких новгородцев и они по-прежднему посещали эти земли. В 1396 г. летопись впервые упоминает о Чусовой - самом крупном притоке Камы. В 1468 и 1469 гг русские снова совершили военный поход на Каму и при этом проникли на реку Белую и западные районы Башкирии - в Южное Предуралье. Но только после покорения Казанского ханства в середине XVI в. дорога на Южный Урал оказалась открытой.
Оставить комментарий