Северная уральская Гардарика
Мы хорошо знаем о нашей южноуральской степной Гардарике. Аркаим, Синташта и больше 20 других древних протогородов, где жили арии в 4 тысячелетии до н.э. и раньше. А что же происходило севернее?
Всегда считалось, что северные уральские угорские народы: коми, манси, ханты, ненцы были совершенно дикими до прихода русских на Урал. Имеются в виду конечно западные русские, московские условно говоря. Но во второй половине ХХ века археологи, приступив к систематическим раскопкам древних городищ на Урале, нашли ошеломляющие данные, опровергающие это точку зрения.
Еще Геродот в своей "Истории" описывал один из уральских народов - будинов. Их называли северные скифы. Это была высокоразвитая цивилизация. Это были люди с рыжеватыми волосами и светло-голубыми глазами. Геродот описывает большой город Гелон. Дело было в начале железного века.
Некоторые китайские хроники упоминают о могущественном государстве в бассейне рек Тобола и Иртыша. Они называли его Уи-Бейго - Северное Угорское царство.
Сейчас мы знаем, что Югорское царство было частью огромного государства Великой Тартарии от Урала до Китая ("китай" - это "стена" на древнерусском языке). Наряду с другими царствами: Лукоморье, Белогорье, Беловодье и др.
Несторова летопись содержит много сведений о многочисленных племенах финно-угров. Весь, меря, мурома имели свои большие города: Белозеро, Ростов и Муром соответственно. Предки нынешних венгров, называвшиеся маджары, до IX века жили на территории современной Башкирии и имели высокий уровень социального развития. Все финно-угры всегда отличались миролюбивым нравом и "никогда не славились победами, не отнимали чужих земель, но всегда уступали свои" (Нестор) более сильным и агрессивным захватчикам. Так маджары в IX веке устремились на запад под натиском кыпчакских племен (печенеги, башкорда...), пришедших с Прииртышья (про предков башкир можно прочитать в Национальной Башкирской энциклопедии).
В Х веке Господин Великий Новгород объявил уральские северные земли - Югру - своими и обложил местных жителей данью. Сбор дани, а правильнее назвать грабеж, однако, вызывал законное сопротивление. И нередко происходили кровавые стычки, оканчивавшиеся поражением новгородских налетчиков. Поволжские булгары тоже не прочь были пограбить югорчан. Сопротивление оказывалось достойное, и вряд ли это могли сделать дикие малочисленные племена.
Народ манси раньше занимал весьма обширную территорию вплоть до современного Казахстана на юге и далеко на запад от Уральских гор. Об этом говорят топонимы. Все реки с окончанием -ва ( "ва" означает "вода", "река" на яз. манси): Сосьва, Сылва, Косьва, Каква, Москва...
Уральская языковая семья сейчас составляет 24 миллиона человек и 20 национальностей. Венгры оказались ближайшими родственниками манси. Венгерский лингвист Петер Хайду, исследуя их языки, выявил у всех единтичность многих основных слов, таких как: "лошадь", "седло", "узда", "кнут", "прясть", "молоть", "пахать", "полоть", "пшеница", "корова", "раб" и других. Петер Хайду полагает, что еще 3,5 тысячелетия назад это был единый неразделенный пранарод. У древних уральцев было землепашество и торговля, была сложная социальная организация.
У народов ханты и манси на уральской земле были сильные государства-княжества: Пелымское, Кондское, Белогорское, Ляпинское и Сосьвинское и густонаселенные укрепленные города (их предпочитают несколько уничижительно называть городки) задолго до прихода русских колонизаторов с запада.
Во главе югорских городов стояли князья со своими дружинами. Был свой "парламент" - совет старейшин, который играл существенную роль. Правители развлекались взаимными распрями, захватом невест и рабов у соседей. Одни совершали набег, а потом потерпевшие должны были обязательно отомстить. Все как полагается. Жизнь протекала в общем весело и полнокровно. Интересно, что около городов были ристалища. Это такие площадки для занятия спортом, где местные богатыри рьяно состязались в стрельбе из лука, метании тяжестей, беге, прыжках через ремни, натянутые между столбов. Ну чем не олимпийские игрища? Чаще всего стычки происходили у оседлых остяков (хантов) с кочевыми, а значит более мобильными самоедами (ненцами). Эти последние нападали на какой-нибудь городок, и если удавалось его захватить, то основательно грабили, забирали женщин и рабов, и быстренько сматывались. Причем во всех былинах и преданиях, дошедших до наших дней подчеркивается, что главная цель всех набегов был именно захват жен и рабов, а уже потом топоров, котлов, кольчуг и прочих хозтоваров. Ну чем не история о захвате прекрасной Елены и последовавшей за этим Троянской войне? В ответ на набег самоедов собирается совет старейшин в специальном помещении. Сначала производится специальный ритуал жертвоприношения богам, затем пир и уже затем на сытый желудок начинается рабочее заседание. Решается вопрос об ответном визите вежливости. Князь настаивает, а старейшины должны взвесить стоит ли овчинка выделки. Обо все этом поведали замечательные исследователи древней Югры и ее фольклора историк М.Ф.Косарев и этнограф К.Д.Носилов.
Все таки верен ли выдвинутый ими тезис о высоком уровне развития древних уральских протогосударств, их густонаселенности и производящей экономике и если да, то почему в дальнейшем уже к XVIII - XIX векам они резко деградировали, и ранее сильные и бодрые народы перешли в почти что первобытные состояние?
Арбитрами должны стать археологи. Их находки заставляли задуматься. Русские, пришедшие на Урал с запада, и начавшие быстро его осваивать в XVIII веке, часто натыкались на древние копи, разработки золота, меди и других руд, которые они называли "чудскими копями". Постоянно натыкались на следы древнего металлургического производства. Археологи находят многочисленные воинские доспехи. Русские летописи середины XV века подробно описывают какое ожесточенное сопротивления оказывали вогуличи (манси) ратям Ивана III, отправлявшимся "Югорскую землю воевати". Особенно досаждал русским князь Асыка - волевой и воинственный правитель. Ведь еще во времена Ермака югорские народы были весьма сильны и оказывали сопротивление. Добывали железо, медь, серебро, имели торговлю со всеми соседями. Что же с ними случилось дальше? Вызывает полное недоумение почему уже к XVIII веку они так одичали? Куда исчезли города, торговля, добыча металлов? Живут изолированно семьями в юртах, пользуются дарами природы только для поддержания своей жизни, как будто познав бесцельность земного существования.
Есть
Археологи развернули раскопки по по всему Горному Уралу, Приуралью и Зауралью и выяснили, что многочисленные уральские города существовали еще задолго до христианской эры. Открылся новый мир, созданный предками уральцев начиная с эпохи бронзы (конец 3-го тысячелетия до нашей эры). Во многих городах не одну сотню лет велась оседлая жизнь. Это были центры обороны, торговли, ремесел, они играли важную политическую роль. Некоторые из городов (например Гороховецкое 5-6 век до н.э.) были настоящими крепостями, имея площадь около 10 тысяч квадратных метров. Город окружал ров, вал с башнями. Две параллельные стены высотой в три метра. Жители обитали как внутри, так и снаружи крепости. В районе Сургута были обнаружены остатки аж 60 древних городищ на небольшой территории протяженностью в 8-9 километров. Настоящая урбанизация. Ее пики приходятся на 8-6 века до н.э. и на середину I тысячелетия н.э., когда короткое время площади городов увеличивались в несколько раз.
Самый большой город был обнаружен в бассейне реки Туры. Считается что в одном городе могли обитать до 3000 человек. Обнаружено множество доспехов: луки, стрелы, колчаны, мечи, боевые топоры, копья. Обнаружены стремена и удила, значит пользовались лошадьми. Все археологи утверждают, что вооружение было на уровне славян или европейцев того времени, а в чем-то даже получше. Оружие ковали сами. На Урале уже 5 тысяч лет назад были металлургические центры, которые опирались конечно на местное сырье и топливо. Раскопаны повсеместно древние поселения металлургов и горнорудные центры. Ковали не только оружие, но и топоры, серпы, плуги, ножи, украшения. Изделия уральских мастеров обнаружены археологами в достаточно отдаленных краях, что говорит о развитой торговле с ближними и дальними соседями. Древние уральские металлурги владели и ковкой и сваркой и закалкой стали, умели паять медью. Вообще импорта в захоронениях найдено мало, в основном все изделия местного производства.
Процветало плужное землепашество, скотоводство. Общество имело сложную социальную структуру, развитую иерархию, что видно по захоронениям. К XII веку получили распространение знаки собственности. Выделяются погребения князей и знати.
Городов на Урале было много, но еще больше селений. Таким образом в древности и примерно до XVI - XVII века уральцы жили княжествами (Кондское, Пелымское и др.) вполне на уровне передовых тогда цивилизаций.
Оставить комментарий