В XV веке Урал начал активно заселяться русскими с запада. Новые и новые земли присоединялись к московским владениям. Вслед за первопроходцами потянулись священники для насильственной христианизации местного населения.
Петр Старцев "Посвящение Далматовскому монастырю". Автор ролика Т.Кочурина
Самый древний монастырь на Урале возник в селении Усть-Вымь на территории Коми во второй половине XV века. Его основатель первый епископ Стефан Пермский.
Однако дальнейшая судьба обители неизвестна, возможно, монахи не выдержали тягот жизни в столь отдаленных местах и разбежались, а может быть коми-пермяки, не желавшие по-добру по-здорову расставаться со своими родными богами, сожгли.
В 1644 году в Зауралье на пустынных землях на реке Исеть пришел монах Далмат (его мирское имя Дмитрий Иванович Мокринский). Родился он в 1594 году в крепости Березово (возможно это сейчас пгт в ХМАО-Югра, Тюменская обл.)Отец его был казачьим атаманом, вероятно сподвижником Ермака, а мать была крещеной в православие татаркой. Дмитрий получил хорошее образование и был счастливо женат. Он готовил себя к воинской жизни, но жена скоропостижно скончалась. В горе он решает уйти в монахи и становится Далматом.
Фото. Далматово, апрель 2014, идет реставрация церкви "Всех скорбящих радость"
Уже отреставрировали 2017
Успенский собор в 1912 году и через 100 лет. Сейчас он в лесах, начата реставрация.
Дважды кочевники Илигея нападали на монашескую общину: в 1644 и 1645 годах. По преданию перед вторым нашествием татарский хан видит сон, что к нему приходит дева в красном и говорит ему, чтобы он не только не трогал Далмата, но и повернул свою конницу вспять никогда больше не возвращался в монастырь. И еще она ему сообщает, что мать Далмата приходится сестрой этому хану.
Но вполне возможно, что сон Илигея - это легенда, а татары просто договорились сдать монахам свои земли в аренду. В 1652 году царь закрепил эти земли за Далматовской обителью.
Деятельный Далмат с монахами разными способами расширял монастырские владения, благо многие земли на Исети пустовали. Недовольные таким соседством местные татары и в дальнейшем время от времени нападали на обитель, что заканчивалось кровавыми побоищами, стоившими жизни и монахам, и крестьянам, селившимся на подвластных монастырю землях. Подобные столкновения происходили с 1651 по 1736 годы. Неоднократно монастырь сжигали дотла, но при этом Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря, чудесным образом сохранилась. Монастырь стал таким русским фортпостом в Зауралье. Далматовский монастырь называли "Золотые врата Сибири", он был не менее значим, чем Свято-Николаевский в Верхотурье.
Далмат был захоронен в половине ствола дерева и он сам предсказал, что в 70-е годы люди вновь обретут его мощи, так и вышло, сруб с его нетленными мощами сам вышел к людям. Когда он умер в возрасте 103 лет - его сын стал настоятелем монастыря.
Когда монахам надоело восстанавливать сожженные деревянные стены, и желая защитить себя от кочевников, они построили высокую каменную крепостную стену вокруг монастыря. Сам Далмат был опытным профессиональным воином, что помогло ему в правильном выборе места для обители и постройке оборонительных укреплений. На монастырские земли приходили беглые крестьяне, вопреки законам их здесь принимали. При набегах кочевников крестьяне могли укрыться за высокими стенами монастыря. Вначале монастырь помогал им обжиться, завести хозяйство, а потом и закабалял - они должны были нести повинность - оброк и барщину. К 1744 году на монастырских землях уже жили порядка 4-х с половиной тысяч крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством, промыслом. Земли монастыря захватывали значительную территорию современного Далматовского района Курганской области.
Фото. Далматово, апрель 2014, вход в монастырь
В 1774 году монастырь был осажден 3-х тысячным войском Пугачева. Осада продолжалась 20 дней. Причем защитников было всего 400 человек. Сначала пугачевцы пытались взять монастырь штурмом, но встретили ожесточенное сопротивление. Затем к бунтовщикам подошло подкрепление, их стало уже 5 тысяч. Создалась критическая ситуация, но в этот момент подошли правительственные войска под командованием Деколонга. Так и стоял Далматовский монастырь до 1917 года, пока не пришли большевики, для которых как известно, неприступных крепостей не бывает. За годы советской власти монастырь был полностью разрушен.
Надо еще добавить, что в годы войны в Успенском соборе находился завод по производству "Катюш". Так Далмат снова стал защитником. Потом производили молочные цистерны (завод Молмашстрой).
Далматовский монастырь - образец каменного зодчества XVIII века. Это архитектурный памятник. И он замыкает триаду: Верхотурский, Тобольский, Далматовский. Такие три столпа православия в Зауралье.
Далматовский монастырь начал свою православную деятельность снова в 1989 году. Была зарегистрирована православная община, а в 1992 возродился монастырь. Для православного человека Долматовский Свято-Успенский монастырь - это святое место. Здесь находятся мощи святого Далмата Исетского. он был канонизирован в 1994 году. С 2001 года памятник федерального значения начали восстанавливать. Он привлекает множество паломников. Особо почитаемые святыни: мощи преподобного Далмата, мощи Порт-Артурской Божией Матери, Святой источник.
Оставить комментарий