Была такая страна Биармия и находилась где-то между Кольским полуостровом и Уральскими горами.
Точное ее местонахождение не известно. Но слово Биармия созвучно Пермаа - так на коми звучит земля, которую русские называли Пермь Великая. Есть легенды в которых говорится, что чуды ходили воевать с биармийцами.
Что же за народ был биармийцы? Неужели они все исчезли? У подножия Урала, там, где берет начало река Язьва живет маленький народ, который ученые прозвали коми-язьвенцами. Этнограф Георгий Чагин из Перми говорит: "Они наследники Перми Великой. И это ясно нам по археологическим материалам. Он наследники особой коми-группы, которая была в районе Чердыни-Соликамска. Она исчезла".
Коми-язьвенцы сами себя зовут просто пермяками, а остальное население их называет кержаки. Село Верхязьва. Здесь уже можно услышать этот особый коми-язьвенский диалект. И чем выше по реке, тем больше. На одном из зданий висит такая памятная доска. Илле Лась его звали на самом деле, а не Василий Лыткин. Именно он утверждал, что коми-язьвенские пермяки не являются ни коми-зырянами, ни коми-пермяками не являются. На это указывает наличие у них в языке особых звуков. Выше Верхязьвы село Паршаково. И опять памятная доска. Оказывается еще до Лыткина здесь проводил исследования финский этнограф Арвид Генетц. Он тоже отмечал отличие язьвенцев от других коми в языке и образе жизни. Еще выше по реке деревни Антипино, Ваньково и еще пару десятков. Здесь более всего жители общаются на пермяцком языке. Фамилии жителей по названию деревни: Антипины, Ваньковы...
В Ваньково посреди нечто похожее по форме на мечеть, но с крестом. Откуда это здесь? Как из фильма о русской старине.
Оказывается здешние коми - староверы. Поэтому-то их и называют кержаками. Но они считают, что это не правильно, к ним это слово не относится. У староверов очень строгие правила. Запретов много. Например венчаная женщина обязана ходить в платке, но это сейчас часто не соблюдается. И стрижки короткие и кудри завивают и красятся. А это у староверов грех. Часто считают, что староверы нелюдимы, негостеприимны, в дом не пригласят, не накормят, а если и накормят, то посуду за тобой выбросят. Хотя сейчас они говорят, что за иноверцем помоют посуду, окропят святой водой и не выбрасывают как раньше. Ну, еще много разного.
Старое фото
Пермяки - язьвенцы всегда были старообрядцами. Это довольно большой анклав. Священников прежде у них не было, служили сами по древним книгам. В 70-е годы приехал поп с большим семейством. Говорят, ему предлагали служить в Москве, но он сам напросился на Язьву. Что-то его сюда притягивало. Наверное этот удивительный народ, сумевший истинную веру через годы пронести. Когда в советские времена не позволялось Богу служить, они все равно все молились по домам. Даже члены парткома. Пермяки всегда были между двух огней. Не нужны были империи как непонятный народ, а как староверы вызывали озабоченнось православной церкви. И тем не менее они есть, живы. Старообрядческая идеология консервирует быт и сознание, сохраняет архаичные представление, быт и культуру. А тут еще старообрядчество соединилось с народом, у которого свой язык.
Себя они называют исключительно пермяками и язык свой называют пермяцким и никак иначе. А между тем говор у них такой интересный постоянно русские слова перемежаются с коми в разной пропорции. Вот эта смесь и есть пермяцкий язык. Когда с ними общается человек на чистом коми-зырянском языке, они ему по-русски: "А? А? Вот ты не так говоришь!" И у них нет коми акцента, от которого избавиться нелегко. Для пермяков-язьвенцев все же очень важна своя идентификация. Язьвенские пермяки много контачили с вогулами (манси), которые жили с ними по соседству в верховьях Вишеры. Ну и конечно возникли культурные и экономические связи с русскими. Много заимствовано у русских. А с остальными коми-пермяками или коми-зырянами возник некоторый разрыв.
До революции их записывали пермяками, а в 1926 году, когда была всероссийская перепись, их записали русскими. После 2000 года началась активная деятельность по сохранению языка язьвенских пермяков. Вот в 2003 году появился букварь. В школе факультативный курс. Даже стихи пишут на своем языке.
На всех массовых мероприятиях пермяки-язьвенцы благодарят трех ученых: финна Арвида Генетца, коми Василия Лыткина и нашего современника Георгия Чагина. Эти три человека открыли миру маленький уральский народ и более других способствовали его популяризации разными способами и не только научными публикациями. Например в 2002 году по инициативе Чагина возродился весенний праздник Сарчих. Это только одно его дело из ста. Объект изучения стал объектом заботы. Много людей со всего мира едут на Язьву увидеть этот заповедный край. Увидят и полюбят. А значит станут друзьями.
Чагин: "Изучая их, мы можем открывать какие-то явления той группы этнической, которая в общем-то исчезла. Вот это очень важно".
Оставить комментарий